|
Но знания только абсолютной погрешности недостаточно. Например, измерим ширину тетради школьной линейкой. Получаем результат: 15 см. Инструментальная погрешность линейки с пределом измерений до 30 см составляет 1 мм, а погрешность отсчёта 0,5 мм (половина цены деления), следовательно, общая абсолютная погрешность составит 1,5 мм. Много это или мало? Давайте посчитаем относительную погрешность, показывающую, какова доля возможной ошибки от полного значения измеряемой величины:
Относительная погрешность всего 1% показывает, что выбранная линейка для измерения ширины тетради является вполне подходящим прибором!
Теперь, наконец, приступаем к измерениям. При считывании показаний со шкалы важно, чтобы ваш взгляд падал перпендикулярно шкале прибора, при этом ошибка будет меньше. Убедитесь в этом сами, рассмотрев любой прибор, например знакомый вам комнатный термометр под разными углами зрения (см. рисунок).
Как определить показания прибора, вы уже знаете: определяем количество делений, умножаем их на цену деления, не забываем про погрешность и записываем окончательный результат. Например, для изображённого на рисунке термометра получаем:
t = 20 °С ± 1,5 °С
Это означает, что температура лежит в пределах от 18,5° до 21,5°. То есть она может быть, например, и 19, и 20 и 21 градусов Цельсия. Точнее сказать мы не можем, пока не воспользуемся более точным термометром.
И последнее. Чтобы увеличить точность измерений, принято повторить их не менее трёх раз и вычислить среднее значение измеряемой величины.
(C) 2010. Зайкова Татьяна Васильевна (Владимирская область, г.Костерёво)
| |