| ||||
![]() |
Проверялки | Рассуждалки | Тестилки | Задачки | Вычислялки | Лабораторки | Факультатив |
Форумы по темам: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 Новое |
Тема 03. Силы вокруг нас |
Сообщение # 6 2010-02-10 00:00:05 | Признаки действия силы и не только: § 3-а | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Отлично, что в своем учебнике вы рассказываете о признаках действия на тело (неуравновешенной) силы. Это, по сути, пропедевтика второго закона Ньютона: изменяется вектор скорости всего тела (вы это назвали как «изменение скорости или направления движения») или изменяется вектор скорости частей тела (вы это назвали «изменение формы или размеров тела»). Однако, вы умалчиваете о том, что признаки действия сил могут не проявляться: ребенок положил на стол книгу и видит: скорость стола не изменилась, направление его движения – тоже, крышка стола не деформировалась. И ребенок сделал вывод: силы не действуют. Но это ведь неверный вывод! То есть, хорошо бы сказать пару слов про «проявление» признаков действия силы: они не всегда заметны невооруженным глазом, но всегда присутствуют. Например, если рядом с книгой на столе будет лежать зеркало, на которое направлен лучик карманного лазера, то «проявление» станет заметным в виде смещения «зайчика» на потолке. Или что-то в этом духе. Об этом можно рассказать, например, в рубрике «Факультатив»: как проводить физические наблюдения. | ||
Сообщение # 8 2010-02-10 00:00:07 | Признаки действия силы и не только: § 3-а | Фильтр | |
![]() | Благодарю за идею про акцент на «проявлении» признаков действия силы! Ваша мысль про пропедевтику второго закона Ньютона, который действительно подразумевается в этих признаках, очень важна. Однако обсудим более подробно упомянутое вами выражение «действие (неуравновешенной) силы». Вы совершенно верно добавили недостащее слово «неуравновешенной» в скобках. К сожалению, в нашем учебнике мы не могли это сделать, так как уравновешенные силы будут изучаться двумя параграфами позже. | ||
Сообщение # 31 2010-02-16 00:00:30 | Как изучать понятие силы? | Фильтр | |
![]() | Не слишком ли поверхностно вводится понятие силы? Например, в традиционном учебнике Перышкина-Родиной рассмотрен аспект о силе в контексте взаимодействия тел, а у вас – в отрыве от взаимодействия. | ||
Сообщение # 32 2010-02-17 00:00:31 | Как изучать понятие силы? | Фильтр | |
![]() | Это очень обширный вопрос, надеюсь, коллеги подключатся к обсуждению. Мы считаем, что так поступать дидактически оправдано для 7 класса. Так как когда мы говорим о силе и ее признаках действия, мы (сами для себя) подразумеваем второй закон Ньютона (без третьего). Для того физическая величина «сила» и введена, чтобы абстрагироваться от того, что происходит со вторым телом - оно «просто» действует на рассматриваемое тело или (разумеется, да) имеет место взаимо-действие (описываемое третьим законом Ньютона). Поэтому лучше сразу с 7 класса приучать ребят говорить о силе вне взаимо-действия, чтобы в 9 классе легче совершался переход от действующего тела к действующей силе. Например, на рассматриваемое тело действует сила 10 Н и производит с ним то-то и то-то. Ведь никому не придет в голову спросить, что же происходит с самим действующим телом (если нас, конечно, об этом не просят в условии задачи). | ||
Сообщение # 39 2010-02-19 00:00:38 | Архимедова сила (обычно) направлена вверх | Фильтр | |
![]() | Игорь Викторович! В учебнике в § 3-б у вас есть очень интересная формулировка: Архимедова сила обычно направлена вверх, противоположно силе тяжести. Зачем здесь присутствует слово «обычно»? Разве не всегда? | ||
Сообщение # 40 2010-02-20 00:00:39 | Архимедова сила (обычно) направлена вверх | Фильтр | |
![]() | Это верная формулировка. Действительно, именно «обычно» направлена. Так как вектор архимедовой силы противонаправлен вектору веса окружающей тело жидкости, а этот вектор веса не всегда направлен вниз, то и архимедова сила не всегда направлена вверх. Например, если в стакан с водой положить шипучую таблетку, то пузырьки будут всплывать не в ту сторону, где верх у нас, а в ту сторону, где верх у стакана с жидкостью. При кручении стакана, например, на веревке над головой – эти «верхи» отличаются. Аналогично и в центрифуге. | ||
Сообщение # 113 2010-10-12 09:24:26 | Логика изложения темы «Силы в природе» | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Спасибо за интересный и полезный сайт. Познакомилась с ним в прошлом году. Понравилась логика изложения темы «Силы в природе». По причине отсутствия интернета в кабинете физики использовала рисунки к медиалекциям при изложении материала. По сравнению с предыдущими годами, уровень усвоения темы вырос. Идея дистанционного обучения интересна и актуальна для учащихся нашей школы, где учатся спортсмены, часто уезжающие на соревнования. | ||
Сообщение # 114 2010-10-12 13:20:28 | Логика изложения темы «Силы в природе» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Приятно слышать, что мне удалось изложить эту тему более удачно, чем в традиционном учебнике. Пожалуйста, пользуйтесь и рекомендуйте другим учителям, для этого этот сайт и создавался – для обмена опытом среди коллег. А по поводу применения медиалекций в кабинете без интернета есть простое решение. Если взять ноутбук и на нем открыть медиалекцию, то потом его можно отключить от интернета и принести в класс. Подсоединяйте к проектору и показывайте на экране – интернет больше не нужен. У кого-то из учеников ноутбук наверняка есть. | ||
Сообщение # 156 2010-11-27 23:36:40 | Медиалекции по теме «Силы в природе» | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Хотим поделиться впечатлениями от первого опыта использования медиалекции по теме «Силы в природе». Медиалекцию открыли на ноутбуке через модем прямо в классе на перемене, на уроке продемонстрировали через видеопроектор. Такая форма изучения нового материала очень понравилась детям, и результативность усвоения повысилась. Спасибо за предоставленные возможности! | ||
Сообщение # 157 2010-11-28 09:54:30 | Медиалекции по теме «Силы в природе» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Галина Анатольевна! Отлично, что наши разработки находят своих потребителей в хорошем смысле слова! Могу подсказать ещё один способ, как показать медиалекцию в классе, если в него не подведён интернет. У любого компьютера при выключении есть возможность не полного выключения: «гибернации» или «сна». Если дома скачать медиалекцию на ноутбук, затем перевести его в режим гибернации, а, принеся в класс, «разбудить», то не потребуется нервничать на перемене – успеет ли загрузиться медиалекция. | ||
Сообщение # 231 2011-02-11 06:15:43 | Как изучать понятие силы? | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Методисты из институтов, приводя студентов на практику, настаивают, что при объяснении силы надо говорить о природе возникновения силы. Подскажите, нужно ли говорить в 7 классе, что Вес имеет электромагнитное происхождение? | ||
Сообщение # 232 2011-02-11 06:16:11 | Как изучать понятие силы? | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Наталья Юрьевна! На этот вопрос нет официального ответа, так как единственный официальный документ, регламентирующий сегодня что нужно изучать, а что нет в основной школе (7-9 кл), это Стандарт, а в нем ничего по этому поводу изучения природы сил не сказано. Лично по моему мнению, говорить о природе сил нужно в 9 классе, в 7м это будет непонятно учащимся, так как электромагнитные явления изучаются в 8 классе. | ||
Сообщение # 257 2011-03-04 15:43:13 | Медиалекции по теме «Силы в природе» | Фильтр | |
![]() | Игорь Викторович, здравствуйте! Конструируя уроки изучения нового материала, стараешься выдержать соотношение между наглядно-образными и отвлеченно-обобщенными понятиями. В этом году эта задача для меня в значительной степени разрешается успешно в 7 классе, так как есть возможность использовать на уроках медиалекции, в которых соотношение между наглядно-образным и отвлеченно-обобщенными понятиями выдержанно. Ребятами хорошо усваивается и фактический материал, и теоретические положения. Хочу выразить искреннюю благодарность всем разработчикам! | ||
Сообщение # 359 2011-09-06 19:39:49 | Обсуждаем § 03-з «Простые механизмы» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! Учебник очень понравился. Но есть некоторые, на мой взгляд, неточности. В параграфе 03-з читаю: «Молот действует на клин сверху вниз ... То есть, клин изменяет числовое значение приложенной силы. Клинья применяют в самых разнообразных случаях, но все они объеденены общей целью: получить выигрыш в силе, то есть при помощи меньшей силы создать большую.» Но клин в момент удара сверху не преобразует силу, он увеличивает давление, что позволяет меньшей силой расколоть полено (по рис. из учебника). Затем, когда клин входит в полено, начинает работать наклонная плоскость. Это можно доказать уменьшением размеров части клина, входящей в полено, при последующих ударах. | ||
Сообщение # 360 2011-09-06 19:53:31 | Обсуждаем § 03-з «Простые механизмы» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Валентина Георгиевна! Вы верно отметили, что в момент удара клин создает большее давление, чем то, которое мы могли бы создать без клина. Однако в момент удара клин не является простым механизмом (согласно определению - см. в этом же параграфе или в любой энциклопедии), т.к. не преобразует движение или силы. Кроме того, в момент удара топором (клином) раскалываются только сухие поленья, а для влажных нужно сделать несколько ударов. Вот здесь-то клин как раз и становится простым механизмом (согласно определению), т.к. начинает преобразовывать движение сверху вниз в движение влево и вправо, а также преобразовывать силу, согласно правилу векторного параллелограмма, раскладывая её на две силы - влево и вправо. Согласно векторному параллелограмму (и по причине остроты рабочего угла клина в виде топора) эти, боковые, силы в несколько раз больше исходной, вертикально направленной силы. Так что неточности нет - всё научно. | ||
Сообщение # 369 2011-09-16 23:19:27 | Лабораторка «Исследование силы трения скольжения» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Эльвира Готлибовна публикует лабораторку «Исследование силы трения скольжения» (тема 03). Просьба высказать мнение о публикации: что удалось, а что улучшить. Мнение коллег всегда важно для автора, давайте поделимся! С уважением, автосекретарь клуба «Физика.ru» | ||
Сообщение # 378 2011-09-22 16:07:04 | Лабораторка «Исследование силы трения скольжения» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Эльвира Готлибовна! Хорошая разработка лабораторной работы: интересная, красочная, дифференцированная (что очень хорошо!). Правда, хотелось бы обсудить несколько моментов:
1.Мне не понятна 4-я цель работы. Возможно, ее можно как-то перефразировать?
2.Вид трения – брусок по дереву, лучше заменить дерево по дереву. Цель № 2 - Вы пишете: «Выяснить зависимость силы трения от материала трущихся поверхностей». Брусок – это не материал…
3.Слово «пласт-масса» пишется слитно (уточните у филологов)
| ||
Сообщение # 439 2011-12-23 20:16:39 | ЛР 03-5. Проверка правила равновесия рычага | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! Когда я начинала работать по вашему учебнику в 7 классе, то не знала, понравится ли физика моим семиклашкам. Подводя итоги первого полугодия, могу сказать - да! Ваш сайт очень помог, большое спасибо. Но у меня вопрос: почему в параграфе «Правило равновесия рычага нет упоминания о моменте силы, а в лабораторной работе «Проверка правила равновесия рычага» момент силы есть? | ||
Сообщение # 440 2011-12-23 21:42:38 | ЛР 03-5. Проверка правила равновесия рычага | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Татьяна Семеновна! Понятие момента силы не является обязательным с точки зрения Стандарта. Это частная физическая величина, поэтому я и не счел нужным включать ее в параграф. Знания о моменте не требуются и для получения оценок 3 и 4 и в ЛР. Да и для получения оценки 5 тоже, в общем-то не нужно знать, что такое момент силы. Предполагаю, что ребята догадаются, что M=Fd, если единицей является 1 Н·м. Как известно, ЛР может быть иллюстрацией для теории, а может быть источником теории. Например, может подвести ребят (претендующих на отличную оценку) к понятию момента силы и общему закону равновесия рычага. Разве нет? | ||
Сообщение # 452 2012-02-07 14:49:33 | Как изучать понятие силы? | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! По не зависящим от меня причинам, долгое время не выходила на сайт. Сегодня проверяла работы ребят по данной теме. В беседе с Проверялкиным § 03-а, в вопросе 15 есть опечатка: По_ действием приложенной силы покоящееся тело ... Понимаю - это мелочь, но такой замечательный ресурс должен быть идеальным. | ||
Сообщение # 536 2012-11-23 19:01:36 | Другое обозначение для веса тела | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! В параграфе 3-г Сила тяжести и вес тела вводится обозначение для веса тела через W, а не Р. Для какой цели это сделано? Не будет ли вводить это детей (и учителей) в замешательство, когда они будут решать задачи, например, на олимпиадах, на ГИА? | ||
Сообщение # 537 2012-11-23 21:15:25 | Другое обозначение для веса тела | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Татьяна Витальевна! Отвечу в нескольких частях. Во-первых, каждый из нас вправе самостоятельно выбирать обозначения, и не только для сил. Ни стандарт, ни ГИА или ЕГЭ не регламентируют обозначения. Кроме того, в изданном еще в 80е годы и рекомендованном ГУМУ ОСО Госкомитета СССР по народному образованию «Справочнике по физике и технике» А.С.Еноховича, наряду с обозначением P для веса рекомендуется обозначение W как равноправное. Во-вторых, подавляющее большинство аспектов стандартизации в отношении физических величин пришло к нам в страну из Европы, и являются первыми буквами английских терминов. Например, F(orce) - сила, E(nergy) - энергия, a(cceleration) - ускорение, v(elocity) - скорость, p(ressure) - давление и т.д. На мой взгляд, вполне логично последовать международным традициям и в отношении W(eight) - вес. В-третьих, когда мы решаем в 7 классе задачи с давлением, это поможет избежать путаницы при письме в тетради: p=P:S менее читабельно, чем p=W:S. В-четвертых, русскоязычным учащимся буква «вэ» на слух более созвучна с «вес», в сравнении с «пэ». | ||
Сообщение # 567 2013-01-25 17:33:45 | Другое обозначение для веса тела | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Игорь Викторович прав, сама лично сталкивалась с проблемой путаницы ребятами обозначений веса и давления. Поэтому нахожу удачным способ решения одной из проблем. Ведь самое главное не то, как обозначена величина, а как ученик понимает ее смысл и применяет на практике при решении задач. | ||
Сообщение # 618 2014-12-11 19:43:39 | Лабораторная работа – Измерение сил динамометром | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Дифференцированная лабораторная работа по предложенному вами плану и с необычной установкой для её проведения (нитка и резинка, прикреплённая с помощью нитки) понятна ребятам. Во-первых, им очень понравилось то, что надо подозвать учителя и попросить у него объяснения. У каждого ученика рядом с таблицей осталась роспись учителя. Это для того, чтобы при проверке ЛР, увидеть, кому потребовалась помощь. Во-вторых, понятно было, как измерять не просто длину, но и удлинение резинки. Но самое главное то, что они в первой части работы сами нашли коэффициент силы тяжести. И это стало основой обсуждения при анализе результатов лабораторной работы. | ||
Сообщение # 619 2014-12-11 19:57:29 | К изучению уравновешенных и неуравновешенных сил | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! В методических рекомендациях к уроку предлагается мысленный эксперимент. Для того, чтобы ученикам были понятны уравновешенные и неуравновешенные силы, можно провести и демонстрационный эксперимент. Для этого на штатив крепится пружина с помощью лапки, к ней на крючок подвешивается чашка от рычажных весов, а на неё ставится гиря массой 1 кг. Можно рассмотреть 3 ситуации: - чашка с гирей покоятся; - пружину растянули, но не отпустили; - чашка с гирей качаются вверх-вниз. Предлагается перенести объяснение мысленного эксперимента на реальный. Результат такой: формируем умение строить рассказ об опыте, применяя понятия уравновешенных и неуравновешенных сил. А затем, как и в параграфе, разбор подъема лифта (после медиалекции) показывает, что ученики применяют эти понятия в новой ситуации. | ||
Сообщение # 620 2014-12-12 09:23:54 | К изучению уравновешенных и неуравновешенных сил | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Лидия Петровна! Рад, что мое описание дифференцированной ЛР оказалось понятным и полезным. Спасибо что, как и прежде, доносите свои наблюдения до коллег. Хотел бы особо остановиться на изучении уравновешенных и неуравновешенных сил. К сожалению, демонстрацию с гирей и чашей нельзя назвать экспериментом, поскольку понятие уравновешенных сил еще не введено. Поясняю. На левой странице параграфа мы вводим только половину частного случая 2го закона Ньютона, который и станет для нас одновременно определением уравновешенных сил (после рассмотрения ситуации с лифтом). А именно: пока мы можем говорить только о покое и прямолинейном движении и не можем о прямолинейном и равномерном. На правой странице параграфа абсурдная ситуация с не-прекращением разгона лифта именно для того и нужна, чтобы мы смогли говорить об уравновешенности сил при прямолинейном и - важно - равномерном движении лифта. Когда все три аспекта будут обсуждены: покой, прямолинейность и равномерность, можно считать нашу цель достигнутой и полноценно говорить об уравновешенных силах (понятие теперь введено, и мы вправе употребить уже не только полубытовой оборот речи «уравновешивают друг друга» но и понятие-термин «уравновешенные силы»). Но в любом случае демонстрация с пружиной, чашкой и гирей является отличным наглядным пособием, визуализацией, демонстрацией. И это очень полезно в 7 классе, когда у ребят наглядно-образное восприятие. | ||
Сообщение # 621 2014-12-12 21:59:43 | К изучению уравновешенных и неуравновешенных сил | Фильтр | |
![]() | Уважаемый Игорь Викторович! Согласна с вами, что понятие уравновешенных сил дается «по частичкам». Главным в визуализации я считаю то, что ученики учатся находить такие точки при колебаниях гири на чашке, в которых проявляется действие уравновешенных сил (при покое, то есть в верхней и нижней точках колебаний, а также в средней точке, когда не-покой, но силы тоже уравновешены). Ученики понимают, что гиря на пружине не может бесконечно двигаться только вверх или только вниз. Значит, существуют «особые» точки. Демонстрацию можно показать два раза: до и после разбора движения лифта. И во втором случае можно предложить найти сходства и отличия в действиях сил и характерах движений кабины лифта и гири на пружине. | ||
Сообщение # 626 2015-01-18 22:47:37 | Новая рубрика – данетки | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! Огромное спасибо за сайт. У меня есть предложение сделать на сайте новую рубрику «данетки» от слов «да/нет». Некоторые примеры. 1. На два тела одинаковой массы, но разного объема находящихся ни поверхности стола. действует одинаковая сила тяжести. (Да). 2. Единица измерения силы Ньютон. (Да). 3. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет). 4. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да). 5. На листья, падающие на землю, действует сила упругости. (Нет). | ||
Сообщение # 627 2015-01-19 23:24:27 | Новая рубрика – данетки | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Татьяна Федоровна! У нас уже есть подобного рода тесты с дихотомическими вариантами ответов. Но если вы составите новый тест по тем темам, по которым считаете что есть нехватка подобных заданий, то опубликуем. Присылайте свои версии на адрес дежурного модератора в рубрике Контакты, будем рады поддержать инициативу. | ||
Сообщение # 642 2016-11-22 20:21:47 | Заочные олимпиады для 7-классников | Фильтр | |
![]() | Уважаемые разработчики сайта! Сентябрьская и ноябрьская олимпиада очень понравилась ученикам 7-классникам, хоть в ней и приняли участие немногие. Задания доступные, интересные и требующие смекалки. Это те первые проявления умения применять знания математики при проведении измерений, которые будоражат ум любознательным семиклассникам. За участие в сентябрьской олимпиаде были вручены небольшие призы. Это воодушевило многих на участие в заочной олимпиаде ноября. Идея очень хорошая и нужная. Спасибо за неё. |
![]() |
Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей |